Архитектура Италии. Какие стили преобладают в архитектуре Италии?

Архитектура Италии

Отношение к архитектурным свидетельствам прошедших эпох в Италии аполитично и толерантно, не зависит от политических настроений и предпочтений, поддерживает уважение к каждой минувшей эпохе. Например, никто не собирается сносить памятник Ленину на острове Капри, дважды приезжавшему погостить к Максиму Горькому в 1908-1910 годах. Этот памятник – такая же достопримечательность острова, как и Синий грот.
В Риме сохранен не только Форум Муссолини и обелиск с четкой надписью MussoliniDux, но и постройки фашистского периода. Квартал EUR, где при фашизме началось строительство комплекса так и несостоявшейся Всемирной римской выставки, достраивался по старым планам в 1950-1960 годы. И такое отношение к памятникам архитектуры характерно для всей Италии.
Итальянские города можно читать как учебник истории, переходя от одной эпохи к другой как с одной площади на другую. Нет в мире страны, обладающей столькими архитектурными сокровищами. Вот некоторые цифры:

  • в стране около 30 тысяч исторически значимых церквей
  • 200  соборов
  • 60 тысяч капелл и часовен
  • 29 тысяч архивов
  • 300 архитектурных комплексов
  • 300 епископских резиденций
  • 40 тысяч дворцов, замков и крепостей
  • 20 тысяч городов и поселков с историческими центрами, находящимися под охраной государства.

Архитектура Древнего Рима
Поэтому не удивительно, что архитектура Италии на протяжении многих веков сохраняет в себе следы Древнего Рима и эпохи Возрождения. Из древнеримского периода самая известная постройка – Пантеон или Храм всех богов.
Сейчас Пантеон – это национальный мавзолей. Здесь находятся останки Рафаэля Санти, знаменитого художника и архитектора эпохи Возрождения. Здесь же находится усыпальница королей Савойской династии.
Римский Форум сохранился значительно хуже, но осталось постройки, составляющие ансамбль Форума: колонны, триумфальные арки, храмы, термы. Римский Колизей так же относится к памятникам архитектуры Древнего Рима.
Во время принятия Италией христианства, здесь стали строить базилики в византийском стиле – первые христианские храмы.
Памятники архитектуры в готическом стиле в Италии стали появляться в начале XII века. Самые известные архитектурные шедевры этого стиля находятся во Флоренции:

  • церковь Санта Кроче
  • собор Санта Мария-дель-Фьоре
  • церковь Санта Мария Новелла

Санта Мария-дель-Фьоре во Флоренции:

Архитектура Италии, флоренция
В конце XII и светские здания, дворцы и замки стали строить в стиле готика. Возводились они в центрах общественной жизни итальянцев – на крупных площадях, пьяццах (piazza). В готическом стиле построены дворцы в Перудже, Бреши, Комо, Флоренции. Например, Старый дворец во Флоренции – Палаццио Веккьо на площади Синьории, построенный архитектором Арнольфо ди Камбио в конце XIII – начале XIV века.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии.
Готический стиль постепенно перестал применяться архитекторами Италии к концу XIV века. Наступает эпоха Возрождения или Ренессанса итальянской культуры и искусства. Родоначальник архитектуры эпохи Возрождения в Италии - Филиппо Брунеллески из Флоренции. Именно по его проектам отстроены церковь Сан Лоренцо, дворец Питти, часовня Пацци. Знаменитый купол к Санта Мария-дель-Фьоре – творение именно этого архитектора.
Другой известный архитектор эпохи Возрождения – Донато Браманте. По его замыслу построены дворец Канцелярии и церковь Сан Пьетро-ин-Монторио в Риме, монастырский дворик святого Амвросия в Милане, собор святого Петра в Ватикане. Все они являются памятниками архитектуры в Италии.
Наивысший расцвет культуры эпохи Возрождения наступает в XIV веке. Именно в это время архитектура Италии больше всего выражала идеи гуманизма и веру в творческое и духовное могущество человека. Эстетические идеалы итальянцев смогли выразить в  своих архитектурных фантазиях Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти закончил строительство начатого Браманте собора святого Петра.

Архитектура Италии, собор
Микеланджело известен как автор таких скульптур как: Пьета (Оплакивание Христа), Давид, Моисей, гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. Как архитектор он прославился, сделав купол собора святого Петра в Ватикане.
Леонардо да Винчи создал архитекторский план идеального города, продумал и воплотил на бумаге план двухуровневых, раздельных друг от друга дорог для экипажей и пешеходов в таком городе.

Архитектура Италии 17 века.
Стиль барокко зародился именно в Италии, он пришел на смену архитектуре эпохи Возрождения в конце XVI – начале XVII века.
Барокко – вычурный, фантазийный, пышный стиль в архитектуре. Был призван создавать иллюзию роскоши, могущества в постройках при помощи определенных приемов живописи и скульптуры. Для создания размаха и масштабности используются колоннады, скульптуры, пилястры. Атланты и кариатиды – признаки архитектуры в стиле барокко. Все детали архитектурных ансамблей визуально связаны между собой, ни одна колонна или статуя не рассматривается как отдельный элемент. Все смотрится и воспринимается как единое целое: отделка внутренних помещений, фасадов, садово-парковых сооружений.

Архитектура Италии
Представитель этого стиля, Лоренцо Бернини, создал колоннаду из 284 колонн на площади святого Петра в Риме. Колоннада служит как искусственная перспектива собора святого Петра, зрительно увеличивает его. Одноименные площадь и собор служат прекрасным примером градостроительного решения в стиле барокко.
На площади Навона до сих пор действует его фонтан Четырех рек со скульптурными фигурами, символически изображавшими реки Ганг, Дунай, Ла-Плата и Нил.
Другой яркий представитель этого направления, Франческо Борромини построил церковь Сант Аньезе и церковь Сан Карло напротив фонтана Четырех рек.
Архитектура Италии, церковьЦерковь Сан Карло служит прекрасным образцом барочной архитектуры Италии XVII века. В облике этой церкви представлена вся совокупность элементов стиля барокко: четкая система колонн с неровной, волнами поверхностью стен, разорванные фронтоны, уместная скульптура и яркий декор.



    В статье «Архитектура Италии. Какие стили преобладают в архитектуре Италии?» мало информации?.